МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением английского языка"
программа

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

УЧАЩИХСЯ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка»

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое нужно принять в старшем подростковом возрасте.

Существует ряд причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из спосо­бов достичь этого — выбрать такую профессию, которая бы выделяла человека в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению.

Выбор профессионального пути является попыткой для подростка реа­лизации ощущения собственного «Я». Стремление к профессиональным успе­хам и связанные с ним ожидания также зависят от самооценки. Подростки, ко­торые поставили передсобой определенные профессиональные цели, имеют более высокую самооценку, чем те, у кого таких целей нет.

Результаты опросов учащихся 9-ых и 11-ых классов школы показыва­ют, что школьников можно разделить на четыре категории по степени сформированности их профессиональных планов:

  1. Учащиеся, которые уже определили свое будущее призвание и нуждаются в основном в том, чтобы им были показаны пути дальнейшего по­лучения образования, учебное заведение, в котором можно получить данную специальность, перспективы работы
  2. Учащиеся, которые не знают, куда пойти учиться или работать, не имеющие конкретных жизненных профессиональных планов.
  3. Учащиеся, которые выбрали свою будущую профессию, но в силу каких-либо противопоказаний (состояние здоровья, явно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка и т.д.) овладение данной профессией либо ограничено для них, либо совершенно противопоказано.
  4. Учащиеся, которые выбрали сразу несколько профессий, часто совершенно противоположного характера

Работа с каждой отдельной категорией учащихся должна проводиться различными способами и приемами, исходя из различных задач и целей для каждой из представленных групп.

Работа по профориентации с учащимися школы выявила ряд проблем:

  • очень большая группа учащихся при определении своего профессио­нального выбора ориентируются исключительно на советы и мнения родите­лей, товарищей и окружающих людей, а в силу того, что эти мнения и советы бывают противоречивыми, профессиональное самоопределение этих учащих­ся становится чрезвычайно сложным;
  • многие учащиеся имеют очень слабое представле­ние о многообразии мира профессий и чаще всего при профессиональном са­моопределении основываются на стереотипах "престижности" и "востребо­ванности" весьма узкого круга профессии;
  • значительная часть школьников, выбирая ту или иную профессию, со­вершенно не учитывает те требования, которые предъявит эта профессия к их индивидуально личностным особенностям, т.е. создается противоречие между желанием подростка, с одной стороны, и невозможностью (либо огра­ниченностью) заниматься данной деятельностью - с другой;
  • часть учеников недостаточно подготовлены к тому, чтобы заняться самовоспитанием, самообразованием и подготовить себя к овладению в буду­щем данной профессией;
  • практически все учащиеся не владеют информацией о степени востребо­ванности той или иной профессии на рынке труда

Кроме этого, опыт нашей работы по профориентации учащихся пока­зал, что уже недостаточно ограничиваться только так называемой диагности­ческой профконсультацией, когда выбор профессии рассматривается как по­иск соответствия между требованиями профессии и индивидуальными спо­собностями, поскольку в этом случае полностью или почти не учитываются следующие факторы:

  • мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, а, следовательно, столь же быстро меняются и требования, предъявляемые им к человеку,
  • мир профессий огромен, на смену старым ежегодно приходят и стано­вятся массовыми сотни новых специальностей, а знакомые и привычные про­фессии претерпевают такие изменения, что становятся как бы новыми;
  • в связи с ускорением темпа «старения знаний» жизнь профессий сокра­щается, появляется все больше специальностей, в которых люди не могут рас­считывать на то, что им хватит полученных в период обучения знаний на все время трудовой деятельности;
  • перемены в мире профессий, и особенно с точки зрения их востребо­ванности на рынке труда, приводят к тому, что молодому человеку, вступаю­щему в жизнь, возможно не раз придется сменить профессию, либо проходить переподготовку в рамках выбранной, но ставшей иной по составу операций и содержанию профессии;
  • индивидуальность личности не может рассматриваться как нечто за­стывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и «намертво» связанное с про­фессиональными требованиями.

Формиро­вание у учащихся способности к осознанному и самостоятельному выбору дальнейшего профессионального пути стало одной из основных задач учебно-воспитательного процесса.

Мы считаем, что создание в школе программы профориентационной ра­боты позволит

  • изучить и развить интересы и склонности каждого школьника;
  • познакомить учащихся с правилами выбора профессии, его социальными, экономическими, психологическими аспектами;
  • сформировать у учащихся правильное понимание сущности профессио­нального самоопределения и мотивацию к профессиональной деятельности;
  • повысить уровень социальной адаптации учеников школы
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

 

ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оп­тимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка тру­да

ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

  1. профориентационное просвещение и консультирование учащихся на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, потребностей региона в кадрах;
  2. развитие у школьников личностных черт предприимчивой личности и формирование у них интереса к предпринимательской деятельности через работу школьного центра предприимчивости;
  3. проведение профориентационной работы через учебные предметы, внеурочную деятельность и в рамках работы объединений дополнительного образования;
  4. развитие социального партнерства в области профессионального образования и обучения

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Управление работой по профориентации в условиях открытой образо­вательной системы основывается на эффективном взаимодействии всех участ­ников образовательного процесса (ученик - учитель - родитель) и социума, который представлен учреждениями начального и среднего профессионально­го образования, предприятиями города, городскими учреждениями дополни­тельного образования.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ:

 

Основными направлениями деятельности в рамках школьной работы по профориентации являются:

  • работа с учащимися, родителями, педагогами

  • совместная деятельность школы с предприятиями, учреждениями профессионального образования, общественными организациями

  • административно-организационнаядеятельность.

1) РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

В соответствии с тем, что система работы по профориентации учащихся реализуется на всех ступенях учебного процесса, мы считаем целесообразным выделить актуальные и основопологающие моменты работы в рамках системы для каждой возрастной группы школьников:

  • I-IV класс: формирование добросовестного отношения к труду, бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятель­ности, развитие представлений о различных видах профессий.

Основные формы работы

  1. внеурочная деятельность

  2. общественно полезный труд ( поддержание чистоты и порядка в классе )

  3. игры («Почемучки», «Что, где, когда», «Поле чудес»)

  4. дополнительное образование ( «Умелые руки», «Мастера и мастерицы» и др.)

  5. формирование положительного отношения к труду и уважительного отношения к людям труда через уроки литературного чтения, естествознания, истории

  6. поддержание чистоты и порядка в классе

  • V-VII класс: формирование осознания учащимися своих интересов, способ­ностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Основные формы работы

  1. профориентация через учебные предметы
  2. внеурочная деятельность
  • занятия по интересам в объединениях дополнительного образования

  • трудовая адаптация через уроки «Технология»

  • организация и проведение школьного интеллектуального марафона, предметных олимпиад

  • занятия в секциях школьного научного общества «Искатель»

  • классные часы «Мир профессий», знакомство с профессиями родителей

  • внеурочная деятельность (экскурсии на предприятия, конкурсы, интеллектуальные турниры, походы, выставки рисунков, поделок и др.)

  • VIII-IX класс:

Формирование:

  • готовности к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору;
  • представления о мире профессий, перспекти­вах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии,
  • уме­ния адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с тре­бованиями избираемой профессии,
  • знакомство учащихся с системой учебных учреждений города,
  • изучение интересов и склонностей учащихся, формирование индивидуального профессионального плана;

 Основные формы работы

  • элективный курс « Я выбираю профессию»

  • профориентация через учебные предметы

  • обзорные и тематические экскурсии на предприятия и профессиональные учебные заведения города

  • занятия по программам элективных курсов

  • участие в работе школьного научного общества

  • занятия в секциях школьного научного общества «Искатель»

  • занятия в объединениях дополнительного образования

  • психологическая профдиагностика

  • индивидуальное консультирование по вопросам выбора будущей про­фессии для учеников и родителей (проводят школьный психолог и ответственный за профориентационную работу)

  • разработка для учеников памяток и рекомендаций, посвященных различным проблемам профессионального выбора;

  • размещение информации по проблемам профориентации на страничке школьного сайта

  • организация обучения в группах допрофессиональной и профессиональной подготовки на базе профессиональных учебных заведений

  • профессиональные пробы в различных сферах деятельности на базе учреждений про­фессионального образования и предприятий города

  • медицинские осмотры

  • деловые игры, КВНы

  • посещение "Ярмарки учебных мест»

  • составление и изучение профессиограмм различных профессий.

  • Мастер-классы для учеников 8-9-х классов по самоменеджменту и финансово-экономической грамотности с привлечением представителей бизнеса и общественности Великого Новгорода
  • Проведение профориентационных игр с учениками 8-х классов
  • Занятия по социальному проектированию (теоретические основы разработки проектов)
  • X-XI классы: осуществление профориентационной деятельности на базе уг­лубленного изучения тех предметов, к которым у учащихся проявляются ус­тойчивый интерес и способности; формирование у учащихся профессионально важных качеств в избранном виде деятельность, оценка и коррекция профес­сиональных планов; знакомство учащихся со способами достижений результа­тов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профес­сии и саморазвития в ней.

Основные формы работы

  • обучение в профильных группах

  • организация занятий на базе институтов НовГу им.Я.Мудрого для учеников профильных групп

  • разработка индивидуальных учебных планов

  • психологическая профдиагностика

  • индивидуальное консультирование по вопросам выбора будущей профессии (проводят школьньй психолог и ответственный за профориентационную работу

  • медицинские осмотры учащихся на базе школы, индивидуальные медицинские консультации для учеников и их родителей на базе поликлиники

  • тематические и профессиографические экскурсии

  • участие в работе школьного и городского научного общества

  • посещение «Дней открытых Дверей ВУЗов»

  • конференции, диспуты, тематические вечера: « Роль самовоспитания при планировании карьеры», «Мы выбираем профессию» и др.

2) РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: формирование у родителей активной позиции при решении учащимися проблем выбора будущей профессии.

Основные формы деятельности:

  1. Выступления администрации, психолога и приглашенных специалистов учебных заведении, предприятий города на родительских собраниях;

  2. Индивидуальные консультации для родителей ответственного за профориентацию, психолога по вопросампрофессионального самоопределения их детей;

  3. привлечение родителей как специалистов для организации и участия в раз­личных мероприятиях в рамках системы профориентационной работы в школе.

  4. разработка для родителей памяток и рекомендаций, посвященных различным проблемам профессионального выбора;

  5. размещение информации по проблемам профориентации на страничке школьного сайта.

3) РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.

Цель: оказание методической помощи и включение педагогов школы в сис­темную работу по профессиональной ориентации учащихся через учебные предметы

Основные формы деятельности:

  1. Консультации для учителей-предметников «Как построить профориентационную работу в классе через урок»

  2. индивидуальные консультации ответственного за профориентационную ра­боту в школе и психолога для педагогов по вопросам организации класс­ных часов, родительских собраний, экскурсий с целью осуществления профориентационной работы с учащимися;

  3. организация экскурсий на предприятия, с которыми школа сотрудничает на основании договоров

4)СВЯЗЬ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОРОДА.

Цель: создание условий для активной пробы сил учащихся в различных видах трудовой деятельности, расширение знаний учащихся о мире профессий, адаптация учеников профильных групп к вузовской системе обучения

Основные формы деятельности:

  1. организация обучения учащихся школы в группах допрофессиональной (8-9 классы) и профессиональной (10-11 классы) подготовки на базе учреждений профессионального образования:

  • агротехнический техникум (обучение по профессии «Слесарь»);
  • многопрофильый колледж НовГУ имени Ярослава Мудрого (обучение по профессиям «Продавец», «Автослесарь», «Декоратор витрин», «Оператор ЭВМ», «Бухгалтерский учет»;
  • профессиональные лицеи №1, 28 ( элективный курс «Введение в специальность»)
  1. Организация занятий с учениками профильных групп (10-11 класс) на базе институтов НовГУ имени Ярослава Мудрого:

  • Институт сельского хозяйства и природных ресурсов (элективный курс «Избранные вопросы в изучении химии»)
  • Институт электронных и информационных систем ( элективный курс «Решение нестандартных задач и задач повышенной сложности»)
  1. организация выступлений перед учащимися, родителями, педагогами представителей предприятий и учебных учреждений города;

  2. организацияпрохождения учащимися профессиональных проб;

  3. участие учащихся школы в Днях открытых дверей различных учебных за­ведений и предприятий города;

  4. организациядля учащихся экскурсий в учебные заведения и на предприятия города;

  5. организация «круглых столов», совместных малых педсоветов по про­блемам профориентации с участием предприятий и учебных учреждений города

5) АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель: реализация и контроль за деятельностью системы профессиональной ориентации учащихся в школе.

Основные формы деятельности:

  1. создание учебного плана в соответствии с образовательными потребностя­ми учащихся;

  2. проведение педагогических советов и административных совещаний по проблеме профориентационной работы;

  3. организация в школе сети объединений дополнительного образования;

  4. заключение договоров с учреждениями профессионального образования о совместной деятельности по профориентации учащихся;

  5. составление и систематическое обновление банка данных профессиограмм и информационного банка об учебных заведениях города, а также о наиболее востребованных на городском рынке труда профессиях;

  6. развитие материальной базы школы;

  7. ведение странички школьного сайта, посвященной проблеме профориентации.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРО­ЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРОФЕССИЙ ХИМИ­КО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.

 

Цель модели:

Формирование в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка»» благопри­ятной образовательной среды для профессиональной ориентации учащихся на профессии химико-технологического профиля, востребованных на рынке тру­да города

Задачи модели:

  1. открытие профильных химико-технологических групп и организация в них эффективного учебно-воспитательного процесса;

  2. организация системы допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся при содействии ОАО «Акрон»;

  3. формирование системы внеурочной деятельности учащихся, направленной на повышение их интереса к предметам химико-физико-математического цикла и развитие их творческого потенциала

Соотношение модели с долгосрочными задачами школы.

Идея модели, как и всей профориентационной работы в школе, возникла в соответствии с ведущими положениями Программы развития шко­лы, направленной на конструирование и реализацию открытой образователь­ной системы, способствующей формированию базовых компетентностей школьника.

 Одной из ключевых компетентностей выпускника школы является умение самостоятельно, осознанно, адекватно своим возможностям и потребностям рынка труда выбрать будущую профес­сию.

Преимущества модели по сравнению с другими или её уникальность.

По-нашему мнению, преимущества состоят в следующем:

  1. Модель направлена не на реализацию каких-либо разовых мероприятий, а на создание образовательной среды, главная цель которой - заинтересовать и сориентировать учащихся, имеющих склонности к получению химико-технологического образования. Главным принципом такой среды является поливариативность, что предполагает наличие в ней комплекса разнообраз­ных возможностей для учащихся проявить свою индивидуальность, развить склонности, удовлетворить интересы
  2. Работа по ориентации учащихся на получение химико-технологического образования в рамках проекта ведется не только непосредственно с учащимися профильного класса, но и с учениками 5-6 классов путем изуче­ния ими пропедевтического курса «Введение в физику и астрономию» и вовлечения их в работу сети предметных кружков с целью формирования и поддержания у учеников познавательной мотивации. Это позволяет в тече­ние 2-ух лет проводить своеобразную подготовку способных учащихся школы к обучению в профильных группах. Кроме этого, не исключает­ся вариант набора в профильные группы учащихся из других школ города при условии наличия у них склонностей и интереса к предме­там химико-технологического цикла

  3. Обучение учащихся математике, физике, химии в профильных группах ведется по сквозным программам на уровне системных обобщенных знаний и самостоятельной поисковой деятельности учащихся, что положительно скажется на эффективности учебного процесса и прочности усваиваемых учащимися знаний.

  4. В модель спроектированной образовательной среды органично входит допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся с 8 по 11 класс исключительно в рамках профессий химико-технологического про­филя. Это поможет практически сориентировать учащихся не только на профессии, требующие высшего образования, но и на профессии со сред­ним специальным образованием, которые учащиеся могут получить после 9-го класса и которые в настоящее время также востребованы на рынке труда.

  5. В школе функционирует профессиональная психологическая служба, кото­рая способна:

  • отследить и проанализировать эффективность учебно-воспитательного процесса в профильных химико-технологических группах и дать рекоменда­ции по внесению необходимых корректив;

  • начиная с начальной школы организовать работу по выявлению учащихся, имеющих склонности к изучению химии, математики, физики и спроекти­ровать систему психодидактической поддержки таких учащихся;

  • проводить исследования мотивационной сферы учеников, развития их ин­теллектуального и творческого потенциала и в соответствии с результатами вносить необходимые коррективы в ход работы по проекту;

  • оказывать консультативную помощь администрации и педагогам школы в ходе их работы по проекту;

  • отследить результаты отдельных этапов работы по проекту в соответствии с критериями их эффективности.

Пути решения поставленных задач.

Содержание деятельности спроектировано в соответствии с целью и задачами проекта и соответствует основным принципам школьной подпрограммы «Одаренный ребенок».

Основными направлениями деятельности являются следующие

1)Организация учебного процесса по схеме:

ЦЕЛЬ: развитие интеллектуального потенциала ученика и обеспечение получе­ния им прочных знаний по физике, химии, математике.

  • собственно учебный процесс:
  • 5-6 класс - изучение учащимися пропедевтического курса «Введение в фи­зику и астрономию»
  • 7 класс – изучение пропедевтического курса по химии
  • 9-11 класс - профильные химико-технологическиегруппы
  • 10-11 класс – элективные курсы по химии, физике, математике на базе институтов НовГУ им. Я.Мудрого
  • психологическое сопровождение учебного процесса
  • 3-5 класс – изучение факторов возможных трудностей в обучении, прогноз профиля развития интеллектуальной сферы и уровня выраженности различных видов способностей
  • 3-5, 6-11 класс - изучение мотивационной сферы учащихся
  • 6 класс - изучение структуры интеллекта учащихся для формирования профильного класса
  • 7-11 класс – выявление типа структуры интеллектуальной сферы учащихся, степени эффективности учебно-воспитательного процесса в отношении конкретных учащихся.

2)Организация внеурочной деятельности учащихся.

ЦЕЛЬ: формирование у учащихся учебной мотивации к изучению физики, хи­мии, математики, а также раскрытие и развитие их творческого потенциала

  • собственно внеурочная деятельность:
  • 5-6 классы - организация и функционирование кружков «За­нимательный мир математики»
  • 7-11 класс - участие школьников в работе школьного и го­родского научного общества учащихся, защита индивидуальных проектов на школьной и городской научно-практических конференциях.
  • 5-11 класс - участие школьников в интеллектуальном мара­фоне и предметных школьных и городских олимпиадах по физике, химии, ма­тематике.
  • психологическое сопровождение внеурочной деятельности:

исследования мотивационной сферы учащихся исследования развития творческого и интеллектуального потен­циала учащихся.

Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе

 

Психологическое сопровождение системы профориентационной работы осуществляется психологической службой школы, основной задачей кото­рой в данном направлении деятельности является постепенноеформирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному плани­рованию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и пер­спектив.

Строя работу по профориентации, психологическая служба не только ориентирует учащегося на определенную профессию или ряд родственных специальностей, но и показывает ему, что высококвалифицированный специа­лист должен быть готовым приобретать на базе имеющихся у него знаний и навыков такие же знания и навыки в близкой и даже совершенно новой для него специальности, быть психологически готовым к смене специальности. Это остается актуальным даже в тех случаях, когда выбирается относительно стабильная профессия, поскольку в современном обществе все более широко применяются гибкие коллективные формы труда и предпринимательства, ко­гда необходимо владение несколькими специальностями.

Основным принципом психологического сопровождения системы профориентационной работы в рамках школы является отход от директивно-диагностического подхода, целью которого является поиск соответствия меж­ду требованиями профессии и индивидуальными особенностями ученика, в сторону развивающей (активизирующей) профконсультации, не исключающей активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи и рассматривающей ее как главный фактор правильного выбора.

Основная цель развивающей профконсультации - это активизация про­цесса формирования психологической готовности учащегося к профессио­нальному самоопределению. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста.

Главный принцип развивающейпрофконсультации - перенесение ак­цента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых ка­честв и свойств личности.

Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школыявляются:

1) психологическая диагностика с целью:

  • использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
  • учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
  • учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъяв­ляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;
  • использования результатов для стимулирования потребностей учаще­гося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному трупу в будущем.

В основе диагностического комплекта, который используется в школе:

  • комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),
  • школьный тест умственного развития (ШТУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естест­венно-научных, физико-математических;
  • «Картаинтересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опрос­ник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессио­нальных интересов учеников,
  • опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа лично­сти и сферы профессиональной деятельности;
  • личностный опросник Айзенка.

2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Структура развивающей профконсультации:

  • констатация стадии профессионального плана учащегося;
  • проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика;
  • оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разра­ботка плана подготовки к профессиональному выбору,
  • подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходи­мых качеств;
  • проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;
  • завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совме­стное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.
  1. групповая работа:

  • профориентацинные игры (8-9 классы),
  • курс «Твои дороги, выпускник» для 9 классов,
  • групповые занятия по построению временной перспективы для 8-9 классов,
  • элективные курсы «Психология общения», «Эффективное поведением в конфликте» (10-11 классы).
  1. участие в проведении родительских собраний по вопросам профориента­ции

Вопросы, обсуждаемые с родителями на собраниях, могут не только напрямую касаться вопросов выбора профессии, но и рассматривать различные проблемы подросткового и юношеского возраста, так или иначе влияющие на подготовку школьника к самостоятельному выбору профессии.

Собрания начинают проводиться с 7 класса. Приблизительная тематика собраний может быть такой

7 класс

Эффективные способы общения с подростком.

О чем можно и необходимо разговаривать с подростком.

Почему учиться трудно?

8 класс

Какие факторы оказывают значительное внимание навыборпрофессии

Временная жизненная перспектива. Что это такое?

Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремления к самостоятельности.

9 класс

Как помочь подростку приобрести уверенность в себе.

Склонности и интересы подростков в выборе профессий.

Как научиться быть ответственным за свои поступки.

Как правильно выбрать профессию.

10 класс

Что необходимо знать родителям старшеклассников.

«Юношеский возраст: самоопределение, надежды, поиск».

11 класс

Профессии, которые выбирают наши дети.

  1. аналитическая деятельность и деятельность по проведению мониторинга состояния профориентационной работы в школе.

Критерии и показатели готовности учащихся

к профессиональному самоопределению

критерии

показатели

Методики изучения

1) Когнитивный

1. знания о профессиях

2. знания о своих
профессиональных
качествах

3. знания о возможных
путях профессионального самоопределения

Опросник временной перспективы;

Опросник своих знаний о профессиях

2) Мотивационно-ценностный

1. наличие адекватной
самооценки

2. мотивы выбора
профессии

3. творческое отношение к
деятельности

Методика Л. А Верещагина "Профессиональная мотивация",

Опросник Дж.Холланда "Взаимосвязь типа личности и сферы Профессиональных интересов",

тест Торренса,

карта интересов Голомштока, тест ДДО Климова

3) Деятельностно-практический

1. способность к реализации своих целей

2. ориентация на самоопределение

3. способность к рефлексии

Различные опросники достижений, экспертные оценки, опросники рефлексии

Профориентационные игры – эффективная форма профориентационной работы со старшеклассниками.

Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра как процесс связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.

Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий, недостаточной активностью подростков в самоопределении

Актуальная особенность метода профориентацинных игр:

  • созда­ние более непринужден­ной, доброжелательной и естест­венной, чем обычно, атмосферы работы со старше­классниками

  • моделирование от­дельных элементов професси­онального, жизненного и личностного самоопределения.

Профориентационные игры с классом предназначены для работы с учащимися 7-11 классов.Как правило, игры проводятся с группой учащихся в 10-12 человек. Для большей эффективности игровые профориентационные упражнения могут использоваться в сочетании с другими формами и методами профориентационной ра­боты (индивидуальная консультация, профдиагностика, просвещение). Вполне допустимо также сочетание профориентационных упражнений с не­профориентационными, например, с уп­ражнениями, моделирующими различные ас­пекты обще­ния, поведения в конфликтных ситуациях и даже с упражнениями, нося­щими чисто развлекательный (или ре­лаксационный) характер. Важно при этом так выстраивать программы профориентационной работы, чтобы основной акцент в них делался не на психологических особенностях общения, а на проблемах профессионального и личност­ного само­определения.

Условия проведения профориентационных игр очень похожи на общепринятые правила групповой работы:

  • высокая динамика проведения игр, что позволяет не только лучше осознавать моделируемую про­блему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо ор­ганизованных груп­пах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы;

  • акцентировать внимание участников не на ошибках (не­удачах) кого-либо из игроков, а на положительных, ин­тересных и правильных высказываниях и действиях;

  • соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто-то захочет просто «по­наблюдать» за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальная играющая группа не станет возражать);

  • даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигры­вать его следует не более 3-5 раз, иначе игроки самине заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;

  • стараться поменьше высказываться самому ведущему, давая возможность проявить себя игрокам;

  • при планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запас­ных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма вос­примут то, что Вы предложите им первоначально;

  • не следует стремиться подводить обстоятельный «итог» каждому игровому уп­ражнению, ведь нередко более важным в психологическом плане оказывается эффект после­действия, когда участники по-своему (самостоятельно) осознают проблему, смоделированную в данном упражне­нии, а может даже откроют для себя такую ис­тину, кото­рую и ведущий-то еще по-настоящему не осознал...

Для профконсультантов, работающих в школе, можно рекомендовать коллекцию профориентационных игр и игровых упражнений Пряжникова Н.С. Среди них можно назвать следующие конкретные игровые методики. Ценностно-нравственные профориентационные игры; "Пришельцы", "Три ветерана" ("Три судьбы"), "Остров", "Спящий город", "Существо" (с элементами экологическою воспитания). Пробно-ознакомительные игры: "Стажеры-инопланетяне", "Ассоциации" (профориента-ционный вариант). "Угадай профессию", "Вакансия", "Новичок-Наставник". "Завод" ("Кооператив". "Музеи"). Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: "Профконсультация", "Приемная комиссия", "Пять шагов", "Советчик". Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика (темп), что позволяет решать и проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке, чего больше всего обычно боятся психологи перед выходом в школьный класс.

Профориентационная игра «Один день из жизни…»

Цель игры: повысить уровень осоз­нания участниками типи­ческого и специфического в про­фессиональной деятельности того или иного специа­листа.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих - от 6-8 до 15-20. Время - от 15 до 25 минут. Основные этапы игры:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию инте­ресно было бы рассмотреть. Напри­мер, группа захотела рассмотреть профессию «фо­томо­дель».

2. Общая инструкция: «Сейчас мы совместными усилия­ми постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника - врача. Это будет рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок - дом - по­стель. В этой игре мы посмотрим, на­сколько хорошо мы представляем себе работу врача, а также выясним, способны ли мы к коллективному творче­ству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно на­званным "ради хох­мы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обя­зательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать назван­ные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы свя­зывая слово с конкретным человеком»

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди назы­вают свои существительные, обяза­тельно повторяя все, что называлось до них.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участ­ников, получался целост­ный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным сущест­витель­ным? Если рассказ получился путаным и сумбурным,томожно попросить кого-то из игроков своими словами рас­сказать, о чем же был составленный рассказ, что там про­исходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и ти­пично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Особенно полезными как для школьного профконсультанта, так и для профкон­сультанта службы занятости были бы игровые упражнения на темы «День из жизни безработ­ного» и «Сон из жизни безработного» (выпускника школы эпохи «демокра­тических преобразований» и безработного взрослого из той же эпохи...).

Занятие «Социальные роли человека. Жизнь как смена социальных ролей».

 

Весь мир – театр.

В нем – женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

В. Шекспир

 

  1. Упражнение - приветствие: «Пожелай соседу доброго утра…»

(упражнение выполняется в кругу)

  1. Упражнение-разминка: «Луноход».

В кругу назначаются два наблюдателя. По условиям игры никто не должен смеяться или даже улыбаться. Кто первый не выдержит, идет, полуприсев, по кругу, повторяя: «Я – луноход «один». Следующий – «Я – луноход «два» и т.д.

Выигрывает оставшийся последним участник

  1. Слово ведущего.

Поразмышляйте над словами Шекспира. Почему он считает, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры?

Какие жизненные роли вам приходилось исполнять?

В социальной психологии понятие «роль» служит для описания поведения личности в различных социальных функциях.

Социальная роль – это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах. Например, один и тот же человек в разных ситуациях жизни может быть учеником, сыном (дочерью), родителем, начальником, подчиненным, учителем и т.д.

В этом она похожа на театральную.

Приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе.

  1. Упражнение «Турнир ораторов».

На столе лежит яблоко.

Ученикам раздаются карточки с названием социальных ролей (садовод, токарь, врач, дворник, директор школы, художник, поэт, следователь, политик).

Описать яблоко, чтобы все поняли , какую социальную роль вы играете.

При оценке выступления следует обратить внимание на

  • логику выступления

  • художественность речи

  • общение с публикой

  • этичность

  • выразительность речи

  • умение демонстрировать наглядный материал.

  1. Слово ведущего.

Самая трудная роль на сцене – роль актера. Самая трудная роль в жизни – роль самого себя.

Отличие роли сценической от роли жизненной:

 

Сценические роли

Жизненные роли

  1. Исполняется для зрителей.

«Для себя» – вторично.

Могут выбираться.

  1. Исполняются и для «зрителей» и «для себя». В разных соотношениях, но «для себя – первично».

В основном не выбираются, даются судьбой, обстоятельствами, навязываются и внушаются.

  1. Четко определены и ограничены друг от друга.

  1. Совмещаются и переходят друг в друга (отец, супруг, ученик, милиционер)

  1. Один человек – одна роль.

  1. Один человек – много ролей.

  1. Текст задан.

Импровизация допускается лишь как исключение.

  1. Задан только контекст – общий смысл ролевых действий и их ожидаемые результаты.

  1. Встречные роли партнеров известны наперед.

Неожиданности сведены к минимуму.

  1. Встречные роли полны неожиданностей.

  1. Игровая условность всеми принимается и осознается, забывается. Но во время игры создается впечатление реальности происходящего.

  1. Условность осознается редко.

Каждая ситуация жизни содержит ряд определенных ролей.

Их знание и выполнение обеспечивает индивиду эффективный результат взаимодействия с окружающими людьми

Большое значение для успешного общения имеет осознание человеком характера и особенностей в выполнении своих межличностных ролей.

  1. Упражнение «Проверка наших возможностей»

(текст стихотворения).

  • «Прочесть как иностранец, плохо владеющий русским языком»

  • «Прочесть при условии, чтобы остальные – иностранцы – все поняли»

  • «Прочесть так, как если бы вдруг пропал голос»

  • «Прочитайте от лица школьного учителя»

  • «Прочитайте так, как если бы вас заставили читать это в 49 раз»

  • «Прочитайте так, как если бы вам захотелось понравиться девушке»

  • «Прочитайте так, как если бы в зале было очень холодно»

  • «Прочитайте так, как если бы в зале было очень жарко»

  • «Прочитайте текст, как объявление»

  • «Прочитайте текст, как очень смешную историю»

  • «Прочитайте текст, как очень грустную историю»

  • «Прочитайте текст, как детектив».

Групповое обсуждение упражнения.

  1. Упражнение «Ранжирование».

Попробуйте записать основные жизненные роли в порядке их ценности для вас.

Занятия по проектированию временной жизненной (профессиональной) перспективы.

(по модели Е.А. Климова)

Самоопределение в современном изменяющемся мире выступает важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека. Учитывая, что наиболее ярко самоопределение личности актуализируется в старшем подростковом и раннем юношеском, а школа выступает важнейшим институтом социализации, представляется актуальным исследовать технологию социально-педагогической помощи в самоопределении старшеклассников.

Результатом профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях должна стать не узко направленная профессиональная специализация, а готовность учащегося к профессиональному и карьерному росту, а также образованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы. Важнейшей целью социально-педагогической помощи является помощь личности в правильном построении жизни и реализации личных планов.

Успешность формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению предполагает реализацию следующих подходов:

- деятельностный подход означает, что деятельность - основа, условие и средство профессионального самоопределения и развития старшеклассников;

- активизирующий подход предполагает рассмотрение ученика не как объекта профориентационных воздействий, а как субъекта собственного профессионального самоопределения и развития;

- развивающий подход означает перенос акцента с оказания помощи в конкретном профессиональном выборе на развитие тех качеств и умений, которые дают возможность в будущем самостоятельно строить и корректировать свой выбор с учетом изменений ситуации;

- психологический подход предполагает построение профориентационной работы на основе психологических знаний о закономерностях процесса профессионального самоопределения и развития, о методах исследования личности, о методах коррекции личности;

- возрастной подход означает реализацию профориентационных воздействий с учетом специфики различных возрастных периодов развития человека;

- личностный подход в профориентации предполагает ориентацию на личностные особенности старшеклассника, прежде всего в индивидуальных формах работы;

- опережающий подход означает, что в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению необходимо учитывать не только существующую ситуацию на рынке труда и в мире профессий, но и прогнозируемые изменения мира профессий и рынка труда, что связано с направленностью профориентационной работы на будущее 

Занятие со старшеклассниками: проектирование профессионального жизненного пути.

Цель: дать учащимся представление об основах стратегии выбора профессии, различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии;

Каждый ученик берет обычный тетрадный листочек, подписывает его, проставляет номер очередного вопроса и сразу же записывает свой ответ (обычно на весь опрос затрачивается около 25-30 минут).

1) Опишите, пожалуйста, свои планы на ближайшее будущее, начиная предложение со слов «Я хотел бы…»

  • Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к отдаленному будущему?

2) Теперь из всего того, что вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели.

Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует

Выпишите эти 4 цели.

А затем напишите, почему вы так уверены, что это для вас так важно.

Вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата

Эти основания отличают простой интерес от субъективной необходимости, обязательности этого достичь.

Если вы точно знаете, почему нечто так для вас важно, то вы найдете, как к этому прийти.

3) Просмотрите ваши цели через призму следующих правил:

  • сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах

  • конкретна ли формулировка

  • есть ли ясное представление о результате

  • подконтрольно ли достижение этой цели вам лично

  • насколько сформулированная цель удовлетворяет этическим принципам.

4) Опишите, что у вас уже есть (какие то черты характера, друзья, которые вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, время, которым вы располагаете и т.д.)

5) Припомните те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным.

Использовали ли вы тогда какие-нибудь ресурсы из перечисленного выше?

Если да, то какие наиболее эффективно?

Это может быть любое событие, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведенного с друзьями.

Припомните 3-5 таких случаев.

6) Опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей.

Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а быть может, напротив, более раскованным, спонтанным.

Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку, стать высокого о себе мнения.

7) Сформулируйте в нескольких тезисах то, что препятствует иметь все то, о чем вы мечтатете, к чему стремитесь, прямо сейчас.

Что конкретно вам мешает?

Что вас ограничивает?

Возможно, вы не умеете планировать ваше время. Или план есть, но вы никак не можете приступить к его реализации.

Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, напротив, чрезмерно сосредоточены на чем-то одном и упускаете остальное?

Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится?

Вспомните, бывало ли так раньше в вашей жизни, что вы изначально представляли себе самый плохой исход какого-то дела и именно поэтому за него вообще не брались.

8) Составьте пошаговый план для реализации каждой цели.

Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь пути вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня.

Если у вас нет уверенность в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что же тогда мешает сегодня иметь все то, над чем уже сейчас можно работать, чтобы это изменить.

Занятие со старшеклассниками: Разработка собственной стратегии достижения успеха.

(нейролингвистическая технология моделирования кого-то, кто уже достиг желаемой цели).

  1. Представьте себе такого человека, который олицетворяет собой тот уровень достижений, ту область, в которой вы хотели бы преуспеть.

Моделями могут служить как хорошо знакомые вам люди, так и просто люди известные, добившиеся значительных успехов.

Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь.

В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели к спеху.

  1. Представьте, что каждый из обозначенных вами людей собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели.

Запишите основную идею того, что они скажут.

Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть, о том, на что в первую очередь обратить внимание, а может быть, о том, как освободиться от своих собственных ограничений.

Даже если вы лично не знаете этих людей, они могут быть прекрасными советчиками.

  1. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех.

Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко.

Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине….

Обратите внимание также на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые ее создают.

Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали.

Создайте внутреннюю картину – что будет, если вы достигните этого результата.

Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, раскрашенности.

Заметьте, как вы себя при этом чувствуете.

Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем предыдущего.

Ясная внутренняя картина и переживание «потребного будущего» чрезвычайно важны.

  1. Нарисуйте свой идеальный день.

Каждый должен задуматься и отчетливо представить себе, кто в этот идеальный (желанный, чудесный) день находится рядом с ним, чем заняты участники этой картины.

Вообразите этот день в мельчайших подробностях, начиная с момента пробуждения и заканчивая тем, что происходит, какие переживания имеют место вечером, перед самым сном.

Представляя себе все это, опишите (нарисуйте) на бумаге свой идеальный день.

  1. «Ощутите себя королем и опишите свое идеальное окружение».

Акцентируйте значение места, не ставя себе при этом никаких ограничений.

Где вы – в лесу, на берегу озера, в шикарном офисе или в своей квартире?

Что под рукой – компьютер, рояль, чашка кофе?

Какие люди вас окружают?

Конечно, проще просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь.

Но надо понимать, что в жизни всякий успех – результат тяжелого труда.

Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не задаете собственной программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план.

И тут каждый волен выбирать.

Всякому человеку полезно регулярно просматривать (с карандашом и бумагой) свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни, в себе изменилось.

Иногда необходимо остановиться и подумать, а к тому ли я сегодняшний в действительности стремлюсь

Японцы, которые умеют добиваться своего, 95% времени, тратят именно на планирование и лишь 5% - на реализацию этих планов.

 

 

СОСТАВИТЕЛИ

Оболенская Л. С. - заместитель дирек­тора школы по УВР

Никитина Е.В. - психолог школы

 

 


Дата последнего изменения: 06-02-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: